![]() |
Агния Барто |
|
Барто Агния ЛьвовнаЗаписки детского поэтаВеликие о детях
Достоевский. Из письма к Михайлову: '...Я замыслил и скоро начну большой роман, в котором, между другими, будут много участвовать дети, и именно малолетние с 7-15 примерно... Я их изучаю и всю жизнь изучал... Напишите мне о детях то, что сами знаете (случаи, привычки, ответы, слова и словечки, черты, семейственность, вера, злодейство и невинность)'. Тургенев из письма к Полине Виардо: ' Помните ли Вы маленькую, очень своеобразную пятилетнюю девочку, о которой я Вам говорил в одном из моих писем?.. Она обладает здравым смыслом, удивительной правильностью ощущений и чувств; она много размышляет и никогда не хитрит, поразительно, с какой инстинктивной прямотой ее маленький мозг движется к истине. Она верно судит обо всем, что ее окружает, начиная с моей матери, а со всем тем это ребенок, настоящий ребенок. Бывают минуты, когда ее взор принимает мечтательное и грустное выражение... Но в общем она очень весела, и очень спокойна... Она очень любящее и очень чувствительное существо, наряду с этим у нее мало или почти вовсе нет памяти, так что она едва знает азбуку. Уверяю вас, это крайне странное маленькое созданьице, и я с интересом ее изучаю'. Лев Толстой. Из письма к Боборыкину: '...Ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы...' Из письма к С. А. Толстой: '...Нынче рассказывают мне, что у нас по Деревне мальчишки слагают песни сатирические на всех плохих людей и поют им'. Гоголь. Мысли о географии для детского возраста: 'Детский возраст есть еще одна жажда, одно безотчетное стремление к познанию. Он всего требует, все хочет узнать. Его более всего интересуют отдаленные земли: как там? Что там такое? Какие там люди? Как живут? Эти вопросы стремятся у него толпой, и все они относятся прямо к физической географии, и потому мир в его физическом состоянии, величественный, роскошный, грозный, пленительный,— должен более и обширнее занять его... Чехов. Из письма к Ал. П. Чехову: 'Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должно окутывать в атмосферу приличную их чину... Нельзя безнаказанно поха6ничать в их присутствии, оскорблять прислугу... Нельзя делать их игрушкой своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами. Лучше не любить, чем любить деспотической любовью'. Интересно сопоставить отношение больших художников к детям. 'Я их изучаю и всю жизнь изучал',— пишет Достоевский. А Тургенев: 'Уверяю Вас, это крайне странное маленькое созданьице, и я с интересом ее изучаю'. Даже терминология одинаковая! Но если Тургенев довольствуется собственными наблюдениями, то Достоевского интересуют и наблюдениия других. Поразила меня великая скромность Толстого, его неуверенность — будут ли дети лет через двадцать читать и понимать его творчество, плакать над ним и смеяться и 'полюблять жизнь'. В словах Толстого о мальчишках, сочинявщих сатирические песни, чувствуется, что он одобряет и прямоту мальчишек и самый жанр сатиры. В пору становления нашей детской поззии это высказывание Льва Толстого помогало нам в словесных схватках с теми, кто считал, что сатира детям недоступна и противопоказана. Гоголь подчеркивает интерес ребенка ко всему, что 'более относится к нашей жизни', то есть к современности. А как актуален и сегодня (не только для преподавателей географии) призыз Гоголя - увлекательно и живописно раскрывать перед ребенком мир. Чехов, в своих размышлениях, затрагивает вопросы нравственного воспитания: 'Дети святы и чисть!' - пишет он и тут же, видимо боясь показаться сентиментальным, прибегает к юмору: 'Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине...их должно окутывать в атмосферу приличную их чину', то есть оберегать от житейски мелкого, от соприкосновении с пошлостью, мещанством, лицемерием. Пленяет его своеобразие детских чувств. Есть у него такая запись: 'Девочка с восхищением про свою тетю: она очень красива, красива, как наша собака'. Могу привести современный вариант на ту же тему, взятый из письма матери четырехлетнем сыне:'Мамочка, ты такая красивая, как мотоциклетка'. Выбрала я именно эти высказывания великих художников слева, потому что в них находишь почти все главное, насущное для современного писателя, стремящегося глубже проникнуть в психологию ребенка. Разве не главное — детей надо изучать. Охранять их нравственную чистоту. Отвечать на их интерес к современности. Раскрывать их мир, обращаясь к их воображению. |
|